КОСМОС › СПЕЦПРОЕКТ «КОММЕРСАНТЪ-ВОЛГА»
Космическая эпопея ПАО «ОДК-Кузнецов»
Самарское ПАО «ОДК-Кузнецов» вместе с АО «РКЦ «Процесс» формирует мощнейший авиационно-космический кластер, прославивший наш город. Предприятие входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации Госкорпорации Ростех и является ведущим предприятием в России по разработке, производству, техническому сопровождению в эксплуатации и ремонту газотурбинных авиационных, жидкостных ракетных двигателей, газотурбинных установок для наземного использования.
История предприятия по аналогии с АО «РКЦ «Процесс» начинается в Москве. В 1912 году на базе кустарных мастерских был открыт небольшой механический завод французского Общества «Гном» по сборке авиационных звездообразных семицилиндровых ротативных двигателей воздушного охлаждения «Гном». Двигатели собирались полностью из ввозимых деталей и узлов, они использовались в авиации царской России на самолетах «Фарман», «Ньюпор» и самолетах отечественных конструкций. В 1915 году проведено объединение двух французских заводов «Гном» и «Рон». После революции предприятию присвоено наименование Государственный авиационный завод № 2 «Икар». В марте 1927 года по постановлению Правительства заводы ГАЗ № 2 «Икар» и ГАЗ № 4 «Мотор» им. М. В. Фрунзе были объединены в один, который получил наименование Государственный завод № 24 имени М. В. Фрунзе.

В 1926 году создан поршневой двигатель М-11 конструкции Аркадия Швецова для самолета У-2 (По-2). Это был первый серийный отечественный двигатель для легкомоторной авиации. В 1930-е годы на заводе было начато производство поршневых двигателей водяного охлаждения М-34 и его модификаций конструкции Александра Микулина (с 9 августа 1936 года все моторы конструкции А. А. Микулина именуют индексом АМ). В то время двигатель АМ-34 являлся одним из лучших поршневых двигателей в мире. Двигатель устанавливался на самолёты ТБ-3, Р-7, АНТ-25 и др.
В октябре 1941 года завод был эвакуирован в город Куйбышев на территорию строившегося завода № 337. В кратчайшие сроки производство двигателей АМ-38 для штурмовика Ил-2, начатое еще в Москве, было возобновлено на новой площадке. Всего за годы войны завод произвел около 45 тысяч двигателей.

Уже в конце 1957 года была принята программа реорганизации производства завода из-за начала серийного производства ракетных двигателей. Моторостроителям предстояло совершить невозможное — в течение года развернуть производство сложной и принципиально новой как для заводчан, так и для всей советской промышленности техники. На берегах Волги стали производить жидкостные ракетные двигатели РД-107 и РД-108 и их модификации, разработанные в ОКБ-456 (ныне АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко»). С этого момента куйбышевское предприятие становится монопольным производителем двигателей I и II ступеней для ракет-носителей, созданных на базе Р-7.

Все отечественные пилотируемые пуски, начиная с полета Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года, были обеспечены силовыми установками, изготовленными на самарском предприятии ОДК.

В настоящее время со стапелей предприятия сошло уже порядка 11 тысяч серийных ракетных двигателей.
НК-33

В 1960-е годы команда Сергея Королева и Николая Кузнецова создала жидкостные ракетные двигатели для «лунного» ракетно-космического комплекса Н1-Л3. С 1962 по 1973 годы завод серийно изготавливал ЖРД для всех четырех ступеней этой ракеты: НК-15 (НК-33), НК-15 В (НК-43), НК-19 (НК-39), НК-21 (НК-31).

Двигатели НК-33 имели высокую надежность, которая была подтверждена большой положительной статистикой, полученной в процессе стендовой отработки. Надежность многократного запуска была подтверждена на 24 двигателях с кратностью повторений запусков до 10 на одном двигателе. При этом параметры процесса запуска при повторных пусках сохранялись стабильными.

17 мая 1974 года Совет обороны СССР принял решение о сворачивании «лунной программы», прекращении работ по Н1 и уничтожении в том числе двигателей.

Впрочем, легендарные двигатели были сохранены. Разработка гениального Николая Кузнецова по-прежнему является актуальной и полвека спустя. Работы по возрождению двигателя НК-33 осуществлялись по двум направлениям: в рамках зарубежного контракта по программе стартов ракеты-носителя среднего класса «Антарес» (США) с двумя модифицированными ЖРД AJ26−62/НК-33 на первой ступени и реализации отечественного проекта по запуску ракеты-носителя легкого класса «Союз-2.1в» с модифицированным двигателем НК-33 на первой ступени.

10 ноября, 17 декабря 2010 года и 8 февраля 2011 года в Центре космических исследований имени Стенниса, НАСА (США) проведены успешные огневые стендовые испытания ЖРД AJ26−62/НК-33. Первый пуск «Антареса» в США состоялся 22 апреля 2013 года.

Адаптацией модифицированного двигателя НК-33 руководит главный конструктор Валерий Данильченко. 28 декабря 2013 года с космодрома Плесецк впервые стартовала ракета-носитель «Союз-2.1в» с модифицированным двигателем НК-33А. Ракета-носитель вывела космический аппарат «Аист» на запланированную орбиту. На сегодняшний день успешно выполнены 6 пусков РН «Союз-2.1в». Сотрудничество с АО «РКЦ «Прогресс» в настоящее время продолжается.

Опубликовано 12.04.2021