КОСМОС › СПЕЦПРОЕКТ «КОММЕРСАНТЪ-ВОЛГА»
Дмитрий Козлов и Николай Кузнецов
Главными творцами самарского космического успеха являются два выдающихся конструктора, долгое время работавшие в нашем городе. Это Дмитрий Козлов и Николай Кузнецов.
Дмитрий Козлов

Дмитрий Козлов родился 1 октября 1919 года в станице Тихорецкой (с 1926 года — город Тихорецк Краснодарского края) в семье плотника паровозных мастерских. В 1937 году поступил в Ленинградский военно-механический институт. Будущий конструктор учился успешно, но война прервала учебу. В июле 1941 года студент пятого курса Дмитрий Козлов добровольцем ушел на фронт, защищал Ленинград в боях на Ленинградском и Волховском фронтах. В сентябре 1944 года после очередного тяжелого ранения он потерял руку и был демобилизован в звании лейтенанта.

После демобилизации Дмитрий Козлов продолжил обучение в институте. После окончания вуза его направили на высшие инженерные курсы по ракетной технике при МВТУ имени Н. Э. Баумана, затем молодого специалиста командировали в Германию для изучения материальной части и технической документации ракеты «Фау-2» (А-4). В 1946 году специалиста распределили на работу в НИИ-88 в подмосковном Калининграде (ныне Королев). При СКБ НИИ-88 Сергей Королев создает специальный отдел, обеспечивающий замкнутый цикл создания ракет. В этом отделе Дмитрий Козлов последовательно проходит должностные ступени: инженер-конструктор, старший инженер, начальник группы, начальник сектора, ведущий конструктор. С 1951 по 1958 годы Дмитрий Ильич работал ведущим конструктором ОКБ-1 по баллистической ракете Р-5 и межконтинентальной баллистической ракете Р-7, создание которой послужило основой ракетно-ядерного щита страны и конструктивной базой для появления целого семейства ракет-носителей космического назначения. 4 октября 1957 года ракета-носитель Р-7 вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли, что ознаменовало начало космической эры.

В 1958 году Дмитрий Козлов назначен заместителем главного конструктора ОКБ-1 Сергея Королева. Сергей Павлович поручил Дмитрию Ильичу организовать в Куйбышеве, на Государственном авиационном заводе № 1 (ныне АО «РКЦ «Прогресс») серийное производство межконтинентальных баллистических ракет Р-7. 23 июля 1959 года по инициативе Сергея Королева на заводе создан отдел № 25 для конструкторского сопровождения производства ракеты Р-7, через год преобразованный в филиал № 3 ОКБ-1. Начальником филиала и его главным конструктором стал Дмитрий Козлов. 17февраля 1959 года осуществлен успешный первый пуск ракеты Р-7 самарского производства, конструкторское сопровождение обеспечивалось под руководством Дмитрия Козлова. 12 апреля 1961 года состоялся первый полет человека в космос. Первые две ступени легендарной «гагаринской» ракеты-носителя «Восток» были собраны в Куйбышеве.
Для освоения космического пространства под руководством генерального конструктора Дмитрия Козлова в ЦСКБ созданы новые модификации «семерки». Среди них «Восход», «Молния-М», «Союз», «Союз-ФГ», «Союз-2» — всего девять модификаций.

Дмитрий Козлов был одной из ключевых фигур в становлении и развитии отечественного космического аппаратостроения. Решение о серийном изготовлении аппарата «Зенит-2» на заводе «Прогресс» при конструкторском сопровождении команды Дмитрия Козлова было принято в 1961 году, и уже через год на орбиту первый серийный «Зенит-2», изготовленный в Куйбышеве, был выведен на орбиту. В 1964 году серийное производство и разработка автоматических низкоорбитальных средств дистанционного зондирования Земли по указанию Сергея Королева были переданы в Куйбышев. Здесь под руководством и при непосредственном участии гениального Дмитрия Козлова на конструктивно-аппаратурной базе космического аппарата «Зенит» были созданы семь типов ка обзорного и детального фотонаблюдения и пять типов картографических и народнохозяйственных космических аппаратов. В 1974 году запуском принципиально нового аппарата «Янтарь-2К» была открыта целая эпоха в создании отечественных средств дистанционного зондирования Земли. Многие решения, принятые при разработке космического аппарата «Янтарь-2К», были уникальны и не утратили своей актуальности и до настоящего времени.

По воспоминаниям коллег, Дмитрий Козлов не был кабинетным работником и этого же требовал от сослуживцев. Он регулярно обходил рабочие помещения ЦСКБ, цехи завода, участвовал в оперативках в сборочном цехе ракет-носителей и космических аппаратов. На этапе летных испытаний конструктор обязательно приезжал в Центр управления полетами космическими аппаратами, рассматривал ход дел, решая текущие вопросы. Дмитрий Ильич уделял особое внимание взаимодействию ЦСКБ и завода «Прогресс». В 1996 году путем слияния был создан единый государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс», генеральным директором — генеральным конструктором до ухода на заслуженный отдых в 2003 году был Дмитрий Козлов.

Дмитрий Козлов основал одну из наиболее ярких научных школ, научные разработки и фундаментальные исследования которой были направлены не только на космическое аппаратостроение и дистанционное зондирование земли, но и послужили основой для создания новых научных направлений в области геодезии и картографии, биологии и медицины, материаловедения, физики высоких энергий, развития и создания новых информационных технологий.
Награды и звания Дмитрия Козлова
Дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1979). Лауреат Ленинской премии (1957), двух Государственных премий СССР (1976, 1983), Государственной премии РФ в области науки и техники (1994). Кавалер четырех орденов Ленина (1956, 1960, 1961, 1979). Награжден орденами Красной Звезды (1944), Отечественной войны I степени (1985), «За заслуги перед Отечеством» II степени (1994), медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.» (1945), золотой медалью им. С. П. Королева РАН (1996) и др. Отмечен благодарностью президента РФ (1999) и почетной грамотой правительства РФ (1999). Заслуженный работник промышленности СССР (1989). Заслуженный деятель науки и техники РФ (1992). Почетный доктор Самарского университета (1994). Почетный гражданин городов Самара и Тихорецк. Первый почетный гражданин Самарской области.

По инициативе Дмитрия Козлова был воздвигнут уникальный памятник создателям ракетно-космической техники — монумент ракеты-носителя «Союз» на площади, которая теперь носит имя выдающегося конструктора. В 2019 году ученому поставлен памятник на площади Дмитрия Козлова возле музея «Самара Космическая».
Николай Кузнецов

Николай Кузнецов родился 23 июня 1911 года в Актюбинске в семье рабочего-железнодорожника. В годы Гражданской войны отец будущего выдающегося конструктора был бойцом Красной Армии. В 1923 году семья переезжает в Подмосковье.

В 1938 году Николай Кузнецов окончил Военно-воздушную ордена Ленина академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского. В 1942 году он побывал на фронте. Вскоре специалиста назначили парторгом опытно-конструкторского цеха (ОКЦ) моторостроительного завода № 26 в г. Уфе. С сентября 1943 года — первый заместитель главного конструктора завода № 26 В. Я. Климова. С июля 1946 года — главный конструктор этого предприятия.

15 апреля 1949 года Николая Кузнецова назначили главным конструктором опытного завода № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей в Куйбышеве. С мая 1950 года он назначен ответственным руководителем завода. С 1956 по 1981 годы Николай Кузнецов занимал пост генерального конструктора и ответственного руководителя предприятия. С 1981 по 1993 годы — генеральный конструктор — генеральный директор завода. До 1994 года — генеральный конструктор.

Деятельность Николая Кузнецова — это целая эпоха в науке и практике создания новых образцов авиационных, ракетных и наземных двигателей. Под его руководством коллективом предприятия создано 57 оригинальных и модифицированных двигателей для пассажирских, военно-транспортных и военных самолетов Ту-114, Ту-144, Ту-154 и его модификации (Ту-154А, Ту-154Б, Ту-154С), Ил-62, Ил-86 и его модификация Ил-82, Ан-22 «Антей», Ту-95 и его модификации, Ту-126, Ту-142 и его модификации, Ту-22М2, Ту-22М3, Ту-160; двигатели для кораблей — экранопланов «Орленок» и «Лунь»; жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) НК-9 и НК-9 В замкнутой схемы на компонентах жидкий кислород-керосин для баллистических ракет Р-9А и ГР-1 (глобальная ракета); ЖРД одноразового стендового запуска НК-15, НК-15 В, НК-19, НК-21 и многократного стендового запуска НК-33, НК-43, НК-39, НК-31 для ракетно-космического комплекса Н1-Л3 (лунная программа); двигатели, использующие в качестве альтернативного топлива жидкий водород НК-88 и сжиженный природный газ НК-89; двигатели для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов НК-12СТ, НК-14СТ, НК-16СТ, НК-36СТ, НК-38СТ и НК-37.

Каждый двигатель НК являлся новой вехой либо в конструкции, либо в технологии, либо в использовании материала. Николай Дмитриевич по праву считался разработчиком двигателей номер один в России и ученым мирового уровня.

Всю свою жизнь ученый и конструктор ставил перед собой и руководимым им коллективом сложные задачи, во многом опережающие западные разработки. В его изделиях был заложен большой потенциал для их дальнейшей модернизации. Например, газогенератор двигателя НК-32 в настоящее время является основой для целого ряда перспективных разработок ОКБ предприятия. Они создаются в новых условиях, с применением передовых технологий, которые открывают совсем иные горизонты для конструкторов, но Николай Кузнецов в свое время смог предвидеть такое развитие науки и техники, создавая свои двигатели: «Непрерывно занимайся перспективой, как бы ты ни был занят текущей работой, — писал он. — Это необходимо для того, чтобы нащупать и понять задачи завтрашнего дня и правильно наметить переход к ним».

Николай Кузнецов вел плодотворную научно-педагогическую и общественно-политическую деятельность. По его инициативе при заводе открыто вечернее отделение № 2 «Авиационные двигатели» по подготовке инженеров-механиков. Николай Дмитриевич внимательно следил за работой отделения, был председателем Государственной экзаменационной комиссии, вручал дипломы выпускникам. Профессор (1959), заведующий кафедрой «Конструкция и проектирование двигателей летательных аппаратов» и научный руководитель отраслевой лаборатории вибрационной прочности и надежности двигателей летательных аппаратов в Куйбышевском авиационном институте имени академика С. П. Королева (ныне Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева) (СГАУ) (1969−1978). Почетный доктор СГАУ имени академика С. П. Королева (1994).
К началу 1980-х годов в Куйбышевской области сложился мощный научно-технический комплекс. По объему промышленного производства область вошла в число лидеров, определяющих потенциал страны. Будучи государственным человеком, Николай Дмитриевич видел насущную потребность в присутствии академической науки для дальнейшего развития области.

По его инициативе создан филиал Института машиноведения АН СССР (1987) (ныне Институт проблем управления сложными системами РАН). Николай Дмитриевич поддержал создание филиала Физического института АН СССР (1980), филиала Центрального конструкторского бюро уникального приборостроения АН СССР (ныне Институт систем обработки изображений РАН), которые с ранее созданным Институтом экологии Волжского бассейна АН СССР (1983) составили основу Куйбышевского (Самарского) научного центра Академии наук СССР (РАН).

Несмотря на чрезмерную нагрузку, Николай Дмитриевич принял обязанности председателя Совета директоров научного центра (1989−1994). С 1953 года Николай Кузнецов — член Куйбышевского областного комитета КПСС. (Николай Дмитриевич возглавлял научно-технический совет обкома.) Член научно-технического совета Куйбышевского совнархоза (1957−1962) и совнархоза Средневолжского экономического района (1962−1966). Депутат Верховного Совета РСФСР 6−11-го созывов (1963−1990). Член Президиума Верховного Совета РСФСР 10-го созыва (1980−1984). Делегат XIX — XXYII съездов Коммунистической партии Советского Союза. (1952−1986). Почетный гражданин города Куйбышева (1982).

Лауреат Ленинской премии (1957) и премии Совета Министров СССР (1984). Почетный авиастроитель (1991).

Награжден пятью орденами Ленина (1957, 1961, 1971, 1979, 1981), орденами Октябрьской Революции (1974), Красного Знамени (1954), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (1945, 1985), двумя орденами Красной Звезды (1943, 1948), медалями.

Выдающийся конструктор авиационных, ракетных и наземных двигателей в 1968 году получил звание генерал-лейтенанта инженерно-технической службы и статус член-корреспондента Академии наук СССР (1968). В 1974 году стал академиком АН СССР. Николай Кузнецов — дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1981).

В 1986 году в сквере Авиаторов на пересечении улиц Победы и Ново-Вокзальной, установлен бронзовый бюст конструктора.

В 2011 году объединенному предприятию, куда вошли серийный завод, ОКБ и серийное конструкторское бюро присвоено имя «Кузнецов».

ГБПОУ СО «Технологический колледж» носит имя Н. Д. Кузнецова.

В день рождения Н. Д. Кузнецова в Самарском университете имени академика С. П. Королева с 1999 года проводится Международная научно-техническая конференция «Проблемы и перспективы развития двигателестроения».

В 2008 году стратегическому бомбардировщику — ракетоносцу Ту-160 присвоено имя «Николай Кузнецов».

Сегодня его имя носит одно из крупнейших двигателестроительных предприятий России. В «ОДК-Кузнецов» с особым трепетом относятся к личности и наследию Генерального конструктора.
Опубликовано 12.04.2021