КОСМОС › СПЕЦПРОЕКТ «КОММЕРСАНТЪ-ВОЛГА»
«Главный» ракетный двигатель
1957 год стал переломным в истории Самары. После успешного запуска на заводы местного авиационного «куста» прибыла правительственная комиссия, в составе которой находились министр авиационной промышленности Петр Дементьев и легендарный конструктор Сергей Королев. Высокие гости оценили возможности серийного производства ракеты Р-7, а также двигателей. Комиссией было принято решение ракету собирать на заводе № 1 (ныне АО «РКЦ «Прогресс»), ракетные двигатели — на заводе № 24 им. Фрунзе (ныне ПАО «ОДК-Кузнецов»). Вскоре в Куйбышеве был образован филиал ОКБ для конструкторского обеспечения начинающегося серийного производства на заводе жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).
Из ОКБ-456 было передано заводу более десяти тысяч наименований технологической документации. Была проведена активная реконструкция производства. На завод поступали железнодорожные вагоны с материалами, полуфабрикатами. Десятки заводов страны создавали для завода оборудование, оснастку. За ходом работ осуществлялся постоянный контроль со стороны Правительства.

С 1959 года начались пуски ракет с двигателями серийного производства. Первое летное испытание произошло 12 сентября 1959 года и завершилось выводом автоматической станции «Луна-2» на заданную траекторию вокруг Луны. К 1960 году заводом было изготовлено 45 комплектов ЖРД, что позволяло считать становление серийного производства ракетных двигателей завершенным.

9 и 25 марта 1961 года ракетой-носителем с двигателями повышенной надежности были выведены на орбиту искусственного спутника Земли корабли — спутники с макетом космонавта и собаками Чернушкой и Звездочкой. Эти испытания дали дорогу запускам пилотируемых космических кораблей.

12 апреля 1961 года стало важнейшей датой в мировой истории. Успешный полет в космос Юрия Гагарина был осуществлен с помощью двигателей производства завода имени М. В. Фрунзе. До этого, в феврале — марте в цехе окончательной сборки бригадой Петра Котянина были собраны двигатели первой и второй ступени РД-107/РД-108 для космического корабля «Восток». Огневые испытания проходили на стенде разработчиков двигателей в Загорске (ныне Сергиев Посад), в НИИ-229.
В 1961- 1963 годах с использованием ЖРД производства завода имени М. В. Фрунзе были запущены космические корабли серии «Восток», серия искусственных спутников «Полет», «Космос», «Метеор», а также автоматические межпланетные станции «Венера-1», «Марс-1».

В 1963 году было закончено строительство комплекса для огневых испытаний ЖРД, которому присвоили наименование «Химзавод» (ныне — обособленное подразделение «Винтай» ПАО «ОДК-Кузнецов»).

В 1995 году были начаты работы по теме «Русь»: освоение экологически чистого двигателя. Для решения этой задачи были отработаны новые модификации двигателей РД-107А/РД-108А. Испытания были успешно завершены в 1999 году. По результатам изготовления и испытаний Межведомственная комиссия разрешила серийное производство этих двигателей. С 2001 года эти двигатели эксплуатировались в составе РН «Союз-ФГ», в том числе по программе пилотируемых полетов, с 2004 года — в составе РН «Союз-2». С 2011 года производятся пуски РН «Союз-СТ» с двигателями РД-107А/РД-108А с космодрома Гвианского космического центра (Французская Гвиана) в рамках российско — французского сотрудничества. 28 апреля 2016 года был произведен первый пуск РН «Союз-2» с двигателями производства ПАО «ОДК-Кузнецов» с нового российского гражданского космодрома Восточный.

Предприятие «ОДК-Кузнецов» является монопольным производителем двигателей РД107А/108А для РН «Союз». Надежность серийных изделий для космоса — ракетных двигателей РД-107А и РД-108А — достигает 99,9%. Сегодня доля ПАО «ОДК-Кузнецов» в сегменте ракетных двигателей на российском рынке превышает 70%, по пилотируемым пускам — 100%.
Специалисты ПАО «ОДК-Кузнецов» спроектировали и разработали горелочное устройство для Чаши Олимпийского огня XXII зимних Игр Сочи-2014.
Опубликовано 12.04.2021